16 марта 2016 года на базе ГБУЗ СО “Сызранская ЦГБ” состоялась встреча выездной коллегии врачей на тему «Повышение доступности и качества медицинской помощи в г. о. Сызрань: достижения и перспективы». Основные достижения отражены в решении коллегии:
Система здравоохранения городского округа Сызрань представлена медицинскими организациями трёх видов собственности (государственная, ведомственная, частная). Ведущая роль в оказании медицинской помощи населению города и близлежащих районов принадлежит 11 государственным учреждениям
здравоохранения.
Лечебные учреждения г. о. Сызрань работают в тесном взаимодействии с министерством здравоохранения Самарской области, а также с медицинскими организациями региона, соблюдая утверждённые схемы маршрутизации пациентов. В государственных медицинских организациях города оказывается скорая, неотложная, первичная медико-санитарная, специализированная, а также паллиативная медицинская помощь в стационарных, амбулаторных условиях и на дому в соответствии с утвержденными порядками, стандартами, клиническими
протоколами.
Финансирование государственных учреждений здравоохранения осуществляется в основном за счёт средств ОМС (91 %), кроме учреждений, оказывающих специализированную помощь и находящихся на бюджетном финансировании. Другие источники (бюджет, собственные средства граждан и др.) занимают существенно меньшую долю в структуре финансирования.
Основной проблемой здравоохранения города остается выраженный дефицит врачей. Медицинскую помощь населению города оказывают 454 врача – 25,8 на 10 000 населения (по области – 37,4) и 1 689 средних медицинских работников – 96,0 на
10 000 населения (по области – 79,4).
За 3 последние года процент укомплектованности врачами увеличился с 35,8 до 38,3 %, средним медперсоналом – с 63,2 до 66,7 %; младшим медперсоналом – с 54,8 до 56,3 %).
В амбулаторных условиях оказывают помощь 2/3 врачей, более половины всех средних медицинских работников и четвёртая часть младшего медицинского персонала. Укомплектованность амбулаторно-поликлинического звена врачами составляет 42 %, средним медперсоналом – 61,9 %. Соотношение «врач – средний медицинский работник» на протяжении последних лет составляет 1 : 4. Коэффициент совместительства у врачей – 2,5; у среднего медицинского персонала – 1,5; младшего медицинского персонала – 1,8.
Средняя зарплата врачей в 2015 году у врачей составила 34 995,6 руб., среднего медперсонала – 17 295,8 руб., младшего персонала – 11 266,6 руб. За последние три года в ЛПУ города трудоустроено 207 молодых специалистов, в том числе 37 врачей, 170 средних медицинских работников.
Благодаря деятельности Сызранского медико-гуманитарного колледжа в учреждениях здравоохранения города Сызрани отсутствуют острые проблемы с обеспеченностью средними медицинскими работниками, а также повышения их профессионального уровня.
Руководители лечебных учреждений города ведут активную работу по привлечению молодых специалистов, однако сложившийся дефицит медработников и особенно врачей не покрывается количеством принятого на работу медицинского персонала.
Результативность деятельности ЛПУ города определяется степенью обеспеченности и эффективностью использования материально-технических, кадровых и информационных ресурсов и отражается показателями заболеваемости, инвалидности, смертности населения, а также косвенно показателями рождаемости и естественного прироста или убыли населения.
Несмотря на то, что сохраняется естественная убыль населения г. о. Сызрань, темпы её замедляются.
В абсолютных цифрах количество родившихся в 2015 году на 131 чел. больше, рождаемость составила 12,4 на 1 000. Следует отметить, что благодаря доабортному консультированию 77 женщин (17 % от числа обратившихся по поводу прерывания беременности) отказались от аборта и родили здоровых детей.
В функции медицинских организаций входит учёт и контроль уровня заболеваемости, а также организация мероприятий, направленных на их профилактику. Наиболее результативными формами профилактики являются вакцинация и диспансеризация населения.
Вакцинация согласно национальному календарю прививок осуществляется ежегодно в полном объёме. Благодаря своевременно проведенной вакцинации против гриппа, в 2015 году на территории г. о. Сызрань не наблюдалось превышения эпидемического порога заболеваемости гриппом и ОРВИ.
Новой формой работы, направленной на предупреждение заболеваний, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни, выявление факторов риска, а также заболеваний на ранних стадиях, является диспансеризация определённых групп взрослого населения. В 2015 году осмотрено 85,7 % от плана, направлено на 2‑й этап 19,9. Не выполнили план диспансеризации СГБ № 1 – 61,9 %, СЦГБ – 83,2 %, СГБ № 2 – 91, %, в связи с чем и общий показатель по городу ниже нормативного, однако число выявленных заболеваний и лиц, поставленных на диспансерный учёт, увеличилось почти в 3,5 раза, что позволяет судить о повышении качества проведённой работы.
Правильно организованные профилактические мероприятия по отношению управляемой патологии, хорошо отлаженная работа кабинетов и отделений профилактики, школ здоровья в значительной мере снижают риск смертельных осложнений.
Объём и качество профилактической работы, проводимой амбулаторно поликлинической службой, отражают следующие показатели:
удельный вес профилактических посещений в поликлинике – 41,65 %;
охват населения профилактическими осмотрами на туберкулёз – 84,6 %;
количество случаев раннего выявления злокачественных новообразований (далее – ЗНО) – 56,6 % (ЦП – 62 %);.
пятилетняя выживаемость больных с ЗНО – 51,0 %;
одногодичная летальность от ЗНО – 30,7 %), наиболее высокий показатель – в СГБ № 2 – 40,2 %.
В 2015 г. вновь зарегистрированных больных с ВИЧ – 261 (2014 г. – 239), охват диспансерным наблюдением доступного контингента больных с ВИЧ – 99,5 %). Антиретровирусную терапию получают 100 %) подлежащего контингента. Население Сызрани в 2015 году посетило лечебно-профилактические учреждения 1 343 277 раз, что составило 7,6 посещения на одного жителя. Стационарная помощь оказывалась на 1 279 койках, обеспеченность койками составила 72,7 на 10 000 населения, что несколько выше среднеобластного показателя (71,6).
Количество коек в круглосуточном стационаре за последние 3 года уменьшилось на 572. За счёт сокращения неэффективно работающих коек значительно улучшилась занятость койки – с 313 до 323 дней. Однако по итогам 2015 года имеется дисбаланс занятости койки по отдельным профилям.
Средняя длительность пребывания больного в стационаре на уровне целевого показателя дорожной карты – 11,6. Количество пациентов, пролеченных на круглосуточных койках, уменьшилось с 52 900 в 2013 году до 36 134 в 2015 году (на 32 %). Одновременно выросло количество пациентов, пролеченных в дневных стационарах, – на 14,5 %).
Больничная летальность в стационарах города имеет тенденцию к росту (с 2,1 % в 2013 году до 2,7 % в 2015 году). Повышение доли летальных исходов определяется ростом больничной летальности от язвенной болезни с 3,99 % в 2013 году до 9,1 %) в 2015 году, а также от острой пневмонии с 1,8 % в 2013 году до 3,9 % в 2015 году. Отмечается снижение количества умерших в стационаре за три последних года от острого нарушения мозгового кровообращения с 23,1 % до 21 %, от острого инфаркта миокарда с 13,5 % до 9,5 %.
Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи в обратной пропорциональности отражает количество обоснованных жалоб от населения. В 2015 году таких жалоб было 10, в том числе на нарушение деонтологических правил и норм.
В 2015 году в Сызрани отмечены положительные изменения в демографической ситуации: повысилась рождаемость с 11,4 на 1 000 в 2014 году до 12,2 в 2015, снизилась общая смертность населения с 16,5 на 1 000 до 16,0, младенческая – с 8,3 до 6,1 ‰. В 2015 году умерло на 9,7 % меньше людей в трудоспособном возрасте, чем в 2014 году.
В течение 2015 года проводилась серьёзная работа по снижению смертности: реализовывался комплексный план, был внедрен и успешно проводился оперативный мониторинг в режиме онлайн, осуществлялся еженедельный мониторинг умерших по каждому участку обслуживания ЛПУ. Все это позволило снизить общую смертность на 3,2 %.
В структуре общей смертности 42,1 % занимают болезни системы кровообращения (далее – БСК), которые во многом определяют её уровень. Смертность от БСК по сравнению с 2014 годом снизилась на 21,7 %) (сохранено 325 жизней).
Смертность от новообразований на 100 тыс. населения в 2015 году составила 214,8 на 100 тыс. населения (2014 год – 215,4). Несмотря на то, что достичь целевого показателя не удалось, запущенность по всем локализациям снизилась с 18,5 % до 14,9 %.
Количество больных, выявленных на ранних стадиях онкологических заболеваний, возросло с 54,5 % до 60,4 %.
В учреждениях здравоохранения имеются проблемы с материально-технической базой (недостаток и высокий процент износа медицинского оборудования, дорогостоящий ремонт высокотехнологичного оборудования, недостаток площадей).
С учётом вышеизложенного коллегия принимает решение:
1. Признать работу государственных учреждений здравоохранения г. о. Сызрань за 2015 год удовлетворительной.
2. Министерству здравоохранения Самарской области совместно с ТФОМС Самарской области проводить в течение года мониторинг выполнения учреждений здравоохранения г. о. Сызрань объёмных и финансовых нормативов с целью своевременного выявления и коррекции финансового неблагополучия ЛПУ.
Срок исполнения – в течение 2016 года.
3. Руководителям государственных учреждений здравоохранения г. о. Сызрань совместно с Администрацией и Думой г. о. Сызрань проработать вопросы по повышению эффективности работы системы здравоохранения, согласованные предложения представить в министерство здравоохранения Самарской области.
Срок исполнения – до 01.05.2016.
4. Главным врачам государственных учреждений г. о. Сызрань:
4.1. Продолжить совместную работу с МЗ СО по повышению доступности и качества медицинской помощи населению.
4.2. Обеспечить контроль за выполнением показателей и индикаторов, обозначенных в майский указах Президента РФ и государственной программе Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014–2018 гг.».
4.3. Взять под личный контроль показатели смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, от управляемых причин и детей первого года жизни, а также удовлетворённость населения оказанием медицинской помощи.
4.4. Обеспечить контроль за рациональным использованием средств ОМС, не допускать недовыполнения или превышения объёмов, а также соблюдения условий тарифного соглашения.
4.5. Развивать профилактическое направление работы, усилив
пропаганду здорового образа жизни, обеспечить эффективную
работу школ здоровья.
4.6. Продолжить работу по привлечению медицинских кадров в государственные учреждения здравоохранения г. о. Сызрань.
4.7. Продолжить работу по реализации системы непрерывного профессионального развития.
4.8. Провести оптимизацию коечного фонда с учётом норматива работы койки в году.
4.9. Обеспечить соблюдение этических и деонтологических норм поведения персоналом учреждения здравоохранения при общении с пациентами и их родственниками.
4.10. Продолжить работу по предотвращению нелегитимных платежей в системе здравоохранения и оптимизацию объёма и условий предоставления платных медицинских услуг.
Срок исполнения – в течение 2016 года.
5. Опубликовать решение коллегии на сайте министерства.
6. Контроль исполнения решения коллегии оставляю за собой.